Пивоваренная отрасль Юга России выходит из серой зоны

Кубань заняла первое место в стране по количеству производителей пива
Freepik

По данным минпромторга РФ, в I квартале 2024 г. производство пива в России выросло на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За указанный отрезок времени отрасль перестроилась к работе в системе «Честный знак» и готовится к подключению к маркировке розничного звена. При этом эксперты и игроки отрасли просят внести изменения в систему контроля. Ряд соответствующих предложений прозвучал на совместной стратегической сессии «Ведомостей» и «Союза пивоваров» в ходе форума «Пиво-2024» в Сочи.

Южные регионы лидируют

Обязательная маркировка пенных напитков началась в России 1 апреля 2023 г. С этой даты коды начали наносить на кеги, с 1 октября 2023 г. – на пиво в стекле и пластике, а с 15 января 2024 г. – на напитки в алюминиевых банках. Как рассказал директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции минпромторга РФ Владислав Заславский, целью внедрения маркировки на пивном рынке стало снижение нелегального оборота, доля которого, по данным НИУ ВШЭ, до введения «Честного знака» составляла 16%.

«Мы считаем, что все эти меры, включая запрет продаж продукции на кассе, которая не соответствует определенным критериям, позволит качественно повлиять на ситуацию на рынке», – сказал Заславский.

Заславский также добавил, что целью контрольно-надзорных органов является выявление в автоматическом режиме каких-либо «аномалий» у участников рынка. Это позволяет проводить проверки точечно.

«Без информационного наполнения это сделать невозможно», – сказал представитель минпромторга.

Как рассказал руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Кирилл Волков, с апреля 2023 г. в стране было произведено более 5 млрд литров пива и пивных напитков с кодами маркировки. В Краснодарском крае за этот период изготовили 115 млн литров, а всего в регионе работает более 145 производителей. По этому показателю Кубань занимает первое место в стране. Что касается других южных регионов, то в Ростовской области произвели 6,4 млн литров маркируемого пива, в Адыгее – 25,5 млн литров. На территории соседнего Северо-Кавказского федерального округа выпустили 84,7 млн литров пивных напитков с кодами маркировки.

По словам Волкова, всего в России насчитывается 1800 производителей маркируемых пенных напитков, из них 55 – в Ростовской области и 15 – в Адыгее. В Северо-Кавказском федеральном округе насчитывается 73 производителя.

«Темпы производства высокие и продолжают увеличиваться», – отметил эксперт.

В общей сложности, по результатам сравнения данных в системе маркировки за период апрель 2023 г. – апрель 2024 г., количество производителей выросло на 27%.

Как рассказал руководитель группы по работе с алкогольными и табачными клиентами NielsenIQ Павел Фунтиков, рынок пива стал более фрагментированным, появилось большое количество новых игроков. Прирост продаж пива в упаковках по итогам I квартала 2024 г. составил 9,6 %, в натуральных продажах показатели по пиву за этот период по отношению к I кварталу 2023 г. достигли 5%, рост продаж в денежном выражении – 11,3%. При этом ассортимент перераспределяется в пользу локальных производителей, тогда как их доля продаж сокращается.

По данным NielsenIQ, количество SKU (stock keeping unit – «единица складского учета») локального пива в I квартале 2024 г. достигло 61 против 59 за аналогичный период прошлого года и 58 в 2022 г. При этом доля продаж локальных производителей в I квартале 2024 г. составила 65,1% против 68,5% годом ранее. На импорт за этот же период приходится 4,4% против 3,6% годом ранее.

«В 2022 г. именно локальное пиво получило доходный импульс из-за резкого сокращения импортного. Сейчас мы видим, что импортное пиво восстанавливает свою долю. Это происходит на фоне увеличения пошлин. Ряд зарубежных брендов локализовались и теперь стали лицензионными», – прокомментировал Фунтиков.

Он добавил, что перед российскими производителями стоят серьезные вызовы, а также много вопросов относительно себестоимости продукции, сырья, оборудования. Кроме того, игроки все еще перестраиваются под новые для себя требования «Честного знака» и «Росалкогольрегулирования», которое с 1 сентября 2023 г. ведет реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Сложности с кегами

Как рассказал шеф-пивовар ГК «Таркос» Дмитрий Тарасевич, сейчас в отрасли присутствуют большие риски в части качества работы с маркировкой пива в кегах. Поскольку это транспортная тара достаточно большого веса – от 40 до 60 кг – из-за особенностей ее перемещения часто происходит неумышленное повреждение пломб и маркировки.

«Возник законодательный тупик – утилизировать мы такую кегу не можем, потому что для этого нужна специальная организация с соответствующей лицензией. Транспортировать это пиво мы тоже не можем, так как формально оно не маркировано. И получается оно зависает», – сказал Тарасевич.

Он добавил, что помимо отсутствия механизма дальнейшей работы с такими кегами, отрасль несет еще и финансовые потери. В одной такой таре порядка 50 л пива, с которых уплачен акциз.

Пивовары попросили предоставить им право продавать до 2% продукции с битыми и нечитаемыми кодами по аналогии, как это работало в молочной промышленности. Заславский пообещал рассмотреть такую возможность, если по статистике таких случаев окажется действительно много. Вместе с тем он отметил, что лимит в 2% от месячного объема продаж для продукции с нечитаемой маркировкой больше не действует для молочной отрасли. Кроме того, представитель минпромторга сообщил, что с похожими проблемами также сталкивались производители шин, у которых из-за особенностей хранения продукции под открытым небом часто повреждались коды, а также производители воды. В первом случае решение было найдено в применении особого, устойчивого к стиранию состава при нанесении знака, во втором – возможность перемаркировки.

«Мы пошли на то, чтобы эта перемаркировка была, но мера оказалась непопулярной, в крайне редких случаях ей пользовались производители. В любом случае мы готовы к диалогу», – сказал Заславский.

Переход на политражное выбытие

Еще одним краеугольным камнем для пивоваров стала подготовка к политражному выбытию, а именно подключение к системе «Честный знак» розничного звена с 1 июня 2024 г. С этой даты становится обязательной передача данных о продаже пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке в систему маркировки через контрольно-кассовую технику. Новое требование касается как розничных продавцов, так и предприятий общепита.

По мнению председателя комиссии по производству и обороту пива и слабоалкогольных напитков брожения «Опоры России», соучредителя пивоварни «Глетчер» Игоря Хавского, мера по политражному учету может оказаться избыточной. По его словам, в реальной жизни участники рынка сталкиваются с человеческим фактором – наемным персоналам, которому сложно приспособиться к системе технически. Кроме того, по его словам, требования о политражном выбытии исключает возможность реализации в магазинах самообслуживания, что может побудить ритейлеров отказаться от продажи пива.

Волков добавил, что без точки контроля розничного выбытия достичь системности данных невозможно.

«Система помогает делать выводы о том, кто из участников ставит себе на баланс пиво, и как именно эта продукция реализуется. Для того, чтобы включиться в новый этап, розничному звену необходимо только обновить кассовое ПО, а при продаже бутылки или банки – сканировать код маркировки» – отметил эксперт.

Эксперт подчеркнул, что весь процесс максимально упрощен и автоматизирован, а озвученные проблемы участники рынка могут решить с производителями кассового оборудования и разработчиками ПО. В частности, по словам Волкова, ряд таких встреч производителей ПО и пивоваров уже состоялись. Большинство поставщиков кассовых систем готовы к этим процессам и поддерживают контур по пиву в потребительской таре.

«Мы готовы быть посредниками и медиаторами между участниками рынка и разработчиками ПО», – добавил представитель «Честного знака».

Новый шаг к обелению рынка

Еще одним шагом к обелению рынка, по мнению пивоваров, может стать введение минимальной розничной цены. Как рассказал генеральный директор компании «Суздальский пивовар», председатель Союза российских пивоваров Даниил Бриман, сейчас обсуждение этого механизма регулирования рынка на федеральном уровне подходит к финальной стадии. Он сообщил, что Союз пивоваров выступал за МРЦ на протяжении четырех лет.

 «Сейчас после завершения формирования правительства мы сможем вернуться к обсуждению с экономическим и финансовым блоком, чтобы принять это решение», – сказал Бриман.

По его словам, введение МРЦ позволит перейти игрокам рынка к добросовестной конкуренции и свести на нет возможность демпинга.

«Конкуренция будет осуществляться через качественный продукт. Произойдет вытеснение продукции, произведенной по каким-либо упрощенным процедурам, или без уплаты акциза», – отметил Бриман.

С тем, что введение МРЦ обеляет рынок согласился и руководитель Пивоваренной ассоциации Республики Татарстан Ринат Акчурин. Он сообщил, что минимальная розничная цена на пиво в республике установлена с 2019 г. Инициативу в правительство региона внесло объединение пивоваров. Результаты эксперимента по введению МРЦ эксперт оценил положительно, так по его данным поступления от акцизов на пиво в бюджет региона выросли с 7 млрд руб. до введения МРЦ до 9 млрд руб. по итогам 2019 г. По итогам 2023 г. они составили 13 млрд руб. «С введением МРЦ практически сведено на нет серое пиво, которое не проходит через систему ЕГАИС», – сказал Акчурин.

Вместе с тем по оценкам NielsenIQ, введение МРЦ может привести к повышению средней цены за литр пива. На сегодняшний день в городах России она составляет 80 руб. за один литр, в Казани доходит до 90 руб. «Доля продаж пива стоимостью до 80 руб. занимает почти 30% на рынке. Чаще всего это продукция в пластиковой бутылке, и МРЦ ударит в первую очередь именно по этой категории», – сказал Фунтиков.