Эксперты: повышение акцизов не окажет влияния на рынок премиальных вин юга РФ

В этом сегменте южнороссийских вин растет конкуренция
Freepik

Рынок премиальных вин юга России оказался менее чувствительным к повышению акцизов. Такое мнение «Ведомости Юг» выразили участники отрасли. Продвижение южных брендов в этом сегменте, по словам экспертов, напрямую зависит от уровня конкуренции и развития энотуризма.

Другая аудитория

В ноябре прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о повышении акцизных ставок на тихие и игристые вина с 1 мая 2024 г. Ставки должны были увеличиться в три раза: с 36 руб. до 108 руб. за литр на вино и с 47 руб. до 141 руб. за литр на шампанское. В апреле, темпы роста ставок на игристые вина были снижены. Акцизы на шампанское с 1 мая увеличены до 119 руб. за литр. Как рассказал «Ведомости Юг» основатель биодинамического винодельческого хозяйства UPPA Winery Павел Швец, на рынке не произойдет роста цен в премиум-сегменте в связи с повышением акцизов.

«Во-первых, для тех, кто работает на своем собственном винограде, эти акцизы компенсируются, возвращаются. Во-вторых, когда бутылка стоит около 5000 руб., эти колебания растворяются в цене и в нашем ценовом сегменте роли не играют», – сказал Швец.

Схожую точку зрения высказала и руководитель центра винного туризма WINEPARK Евгения Константинова, по словам которой, в данном сегменте не произошло роста цен из-за повышения акцизов. «На этом рынке нет такой чувствительности», – подчеркнула Константинова.

Уверенность в том, что премиум сегмент не потеряет своих клиентов на фоне повышения акцизов на тихие вина выразил и креативный директор Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области, бренд-амбассадор компании «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко. По его мнению, вина могут подорожать незначительно, и это может оказаться заметным лишь для той аудитории, которая только пробует премиальные вина.

При этом эксперты отметили, что именно премиум сегмент является одним из наиболее активно развивающихся на Юге России. Особенно заметно выросло количество игроков в Крыму. Так, по словам Константиновой, если еще пять лет назад было сложно представить «Салон вин» в Севастополе, то сегодня в этом мероприятии принимают участие уже более 40 винодельческих проектов Крыма.

«Все больше виноделов ставят свое имя на этикетки, а это говорит о том, что они уверены в качестве производимой продукции, что их бренд самодостаточен и узнаваем для продвижения вина», – отметила руководитель центра винного туризма WINEPARK. Этот факт, по ее словам, позитивно отражается на отрасли в целом.

Как подчеркнул Швец, именно растущая конкуренция в сегменте помогает продвигать бренды южных вин. «Качество вина растет тогда, когда есть конкуренция. Это заставляет виноделов инвестировать в производство продукции. Делать вина более сложные, многогранные, более тонкие», – отметил Швец.

По мнению Матвеенко, в премиальном сегменте вин конкуренция пока выглядит двояко. Эксперт отметил, что если сравнивать российский рынок с французским, или итальянским, то говорить о серьезной конкуренции на их фоне пока не представляется возможным из-за небольшого количества виноделен, выпускающих отечественный продукт в этом сегменте. При этом количество людей, которые могут себе позволить покупать премиальные вина в России не велико.

«Конкуренция ощутима на внутреннем рынке в двух сегментах. Первый – это хорека. При этом стоит отметить, что за некоторыми позициями рестораны уже выстраиваются в очередь, так как они приучили своих клиентов к определенным российским премиальным винам. Второй – это непосредственно категория так называемых кабинетных вин», – сказал Матвеенко. Он подчеркнул, что выигрывают те бренды, которые смогли завоевать определенный статус в глазах потребителя.

«Очень важно то насколько премиальное вино овеяно мифом сопричастности к власть придержащим, или к какому-то уникальному производству, как например, староказачьи цимлянские вина», – объясняет эксперт.

Туризм как двигатель брендов

Опрошенные «Ведомости ЮГ» игроки рынка отмечают, что одним из наиболее эффективных методов продвижения южнороссийских вин был и остается энотуризм. При чем этот инструмент является универсальным для всех категорий вин.

«Многие гости приезжают к нам не потому, что они являются фанатами отечественного виноделия, а потому что они увидели красивое здание где-то в брошюрах с видом на море, и это их заинтересовало. Визуальная составляющая очень важна. А уже наша задача, как только они пересекут территорию винного парка, влюбить их в искусство виноделия», – рассказала Константинова. Она добавила, за последние два года винный туризм стал полностью независимым направлением внутреннего туризма. 

«Очень четко ощущается запрос на эногастрономические акценты во время путешествия, что позволяет нам несколько расширить границы привычного туристического сезона и уйти за рамки пляжного отдыха в сторону осени – периода сбора урожая винограда», – сказала руководитель центра винного туризма WINEPARK.

Вместе с тем, если в Краснодарском крае игроки рынка отмечают рост энотуризма на фоне сложившейся экономической ситуации, в Крыму фиксируют обратную тенденцию.

Как отметил Швец, из-за логистических сложностей и политических угроз отдельных государств по отношению к крымскому мосту, турпоток на винодельни и полуостров в целом снижается. Это, по его словам отражается на продажах премиальных вин в ресторанах и отелях Крыма.

«Если раньше из 50 000 мы продавали в хореке Крыма около 10 000 бутылок, то сейчас в три раза меньше. Эти потоки мы смогли перенаправить на континентальную часть России», – сообщил Швец.