Рост несырьевого экспорта на юге России сдерживают проблемы с логистикой

Из-за санкций она не только усложнилась, но и сильно подорожала
Freepik

Представители крупнейших предприятий агропромышленного комплекса Ростовской области и Краснодарского края заявили о высоком спросе на продукцию глубокой переработки со стороны дружественных стран. Ключевым сдерживающим фактором для роста несырьевого экспорта, по их словам, остаются логистические проблемы.

Как говорят опрошенные «Ведомости Юг» экспортеры, за последние два года бизнес в ЮФО сумел частично переориентировать свои поставки на страны центральной Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Северной Африки. По словам руководителя отдела развития рынков и экспорта «Рустарк» Ильи Карпа, логистические сложности по-прежнему отражаются на экономике экспортной деятельности предприятий.

«В последнее время участникам рынка становится все более очевидной необходимость создания национального логистического морского оператора, который смог бы предложить инструменты, повышающие конкурентоспособность российского несырьевого неэнергетического экспорта с высокой добавленной стоимостью», – сообщил Карп.

По его мнению, логистические сложности хоть и перестали носить системный характер, но для компании они все еще ощутимы в отношении контейнерных направлений через Красное море. Также проблемы создает отсутствие сервиса в NOR контейнерах [с нерабочим рефрижератором – Прим. «Ведомости Юг»] в страны Центральной Америки, которым компания с успехом пользовалась в 2021-2022 гг.

Генеральный директор компании «Амилко» Сергей Болдырев говорит о заметном подорожании фрахта с момента ухода с рынка зарубежных логистических компаний. Речь идет о контейнерных операторах Maersk, MSC и CMA CGM. По этой причине в 2022 г. компания была вынуждена отказаться от поставок в страны Южной Америки и Африки. Отгрузки железнодорожным транспортом в страны СНГ остались примерно на прежнем уровне.

«В 2022 г. в морских перевозках в связи с уходом западного бизнеса с рынка логистических услуг стоимость фрахта увеличилась на 100%. Рост тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки составил порядка 20–30%. Произошел серьезный рост затратной части, связанный с покупкой, содержанием и обслуживанием транспорта», – говорит Болдырев. Он добавил, что в 2023 г. рост тарифов продолжился. По оценкам компании, логистика за год подорожала еще на 10–20%.

В компании «Рустарк» также отметили сокращение поставок в Латинскую Америку, Западную и Южную Африку из-за проблем с логистикой. При этом экспортеры отмечают высокий потенциал этих направлении в географии своих экспортных мощностей в случае решения логистических проблем.

«Первоочередной задачей в 2023 г. было сохранение основных зарубежных рынков и органический рост на них. В целом, удалось сохранить устойчивую динамику поставок», – сказал Карп. Он добавил, что по итогам прошлого года экспортные поставки «Рустарк» составили 12 554 т, увеличившись к показателям 2022 г. на 12%.

«В настоящее время можно сказать, что наличие экономически эффективной и устойчивой логистики определяет географию экспортных поставок крахмалопродуктов из России в условиях высокой конкуренции на мировых рынках», – подчеркивает Карп.

Говоря об экспорте в целом, генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко отмечает, что ключевыми направлениями внешней торговли российской агропродукции являются страны Африки, Ближнего Востока и Азии. По его словам, этот тренд сохранится в ближайшей перспективе. «Риски нивелируются логистически выгодным расположением наших активов и своевременной переориентацией транспортных потоков», – сказал Недужко.

Он подчеркнул, что в условиях постоянного мониторинга рисков и расширения географии сбыта, еще одним трендом среди экспортеров стал рост спроса на страховые услуги. Генеральный директор «Амилко» добавил, что внутри регионов РФ также отмечается увеличение потребности на продукцию глубокой переработки в сфере АПК. Это стало возможным благодаря тренду на импортозамещение.

«Это существенно поддерживает наше предприятие, и этот тренд будет определяющим для отрасли в ближайшей перспективе», – сказал Болдырев.

Согласно планам правительства, объем несырьевого неэнергетического экспорта РФ должен увеличиться на две трети за следующие шесть лет. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Как сообщал в прошлом году на одном из заседаний правительства Ростовской области министр экономического развития региона Максим Папушенко, к 2030 г. регион планирует нарастить несырьевой неэнергетический экспорт до $12,6 млрд. Это на 44% больше показателя 2020 г. При этом по итогам 2022 г. Ростовская область заняла второе место в стране по данному показателю, сообщала пресс-служба регионального правительства.

Как прокомментировал «Ведомости Юг» генеральный директор «Агентства внедрения инновационных технологий» (АВИТ) Дмитрий Бережной, для южных регионов огромный потенциал роста несырьевого неэнергетический экспорта лежит именно в секторе АПК.

«Доля экспорта продуктов переработки сельхозсырья с высокой добавленной стоимостью в южных регионах не превышает и 30% от общей доли экспорта продуктов АПК. При этом выращенное на Юге сырье пользуется большим спросом в других странах. Та же Турция закупает наше зерно и производит мукомольную продукцию, которая потом продается в разы дороже», – сказал Бережной. Он отметил, что в условиях снижения цен на российское зерно, в том числе из-за переходящих остатков, компаниям становится выгоднее инвестировать в его переработку.