В Ростовской области могут запретить распашку особо ценных почв

Их внесут в пока не написанную Красную книгу
Пресс-служба правительства Ростовской области
Пресс-служба правительства Ростовской области

Правительство Ростовской области может ввести запрет на распашку особо ценных почв, внесенных в Красную книгу. Она пока не существует, но уже в 2025 г. над ней планируется начать работу. Об этом на площадке заксобрания рассказал замгубернатора – министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский.

В настоящее время в региональном парламенте разработан проект закона, предполагающий наделение правительства Ростовской области полномочиями по созданию Красной книги почв. Документ рекомендован к рассмотрению в двух чтениях и принятию на одном из следующих заседаний заксобрания. По словам зампредседателя парламента, главы аграрного комитета Вячеслава Василенко, проект закона получил положительные заключения от правительства, прокуратуры, Минюста и Контрольно-счетной палаты Ростовской области. Подобные Красные книги уже существуют в Воронежской и Волгоградской областях, Татарстане, Крыму и других регионах.

По подсчетам ученых, за последние 100 лет почвы Ростовской области потеряли более 50% гумуса, говорит Василенко. Продолжается иссушение, истощение и необоснованная распашка сельхозземель, что приводит к опустыниванию и потере плодородия.

«В Красной книге нужно определить, какие почвы относятся к особо охраняемым. Нужно понимать где и какие почвы находятся, в каком они состоянии и что требуется делать, чтобы предотвратить их деградацию», – пояснил Василенко.

По словам Рачаловского, минсельхоз Ростовской области уже закладывает деньги в бюджет 2025 г. на проведение научных исследований, необходимых для формирования Красной книги почв.

«Все наши земли ценные. Но особо ценных много быть не должно, это те, которые мы действительно будем всеми силами защищать. Может быть даже от распашки, в особо охраняемых территориях будем рекомендовать не пахать», – говорит он.

Практически все земли сельхозназначения в Ростовской области находятся в частной собственности, напомнил Василенко.

«Никто не говорит о сотнях и десятках тысяч или даже сотнях гектаров почв (внесенных в Красную книгу – «Ведомости Юг»). Никто не говорит о том, чтобы запретить на них любую деятельность. Ее можно вести, но так, чтобы сохранить почву и не понизить ее плодородие, не дать деградировать», – пояснил Василенко.

Рачаловский напомнил, что минсельхоз Ростовской области сейчас разрабатывает адаптивно-ландшафтные системы земледелия для каждого поселения региона.

«Там мы точно будем указывать и законом обязывать, где можно пахать, где можно проводить только поверхностную обработку почв, где можно организовать пастбище, где сенокос и так далее», – добавил он.

Как писали «Ведомости Юг», показатель содержания гумуса в Ростовской области благодаря активным мероприятиям по сохранению плодородия почв стабилизировался и фактически вернулся на уровень, который был во времена СССР в середине 70-х годов прошлого века. Об этом сообщала директор государственного центра агрохимической службы «Ростовский» Ольга Назаренко. Но, по ее словам, регион «сильно увлекается» минеральными удобрениями, тогда как на первом месте стоит задача по внесению в почву органики.

По данным региональной агрохимслужбы, в Ростовской области площадь пашни составляет почти 6 млн га. При этом порядка 1 млн га почвы относятся к агроистощенным.