Глэмпинги Кубани и Ростовской области намерены составить конкуренцию отелям

По оценкам экспертов, рынок будет расти ближайшие пять лет
Freepik

Нехватка средств размещения на Юге России на фоне растущего из года в год внутреннего туризма стала толчком к развитию глэмпингов в Краснодарском крае и Ростовской области. Согласно открытым данным Ассоциации глэмпингов РФ, на сегодняшний день на Кубани насчитывается 42 глэмпинга, что позволило региону занять второе место в стране по количеству таких средств размещения. Регион уступил лишь Московской области, где работает 56 глэмпингов. По мнению игроков, рынок продолжит рост благодаря господдержке и развитию агротуризма.

Конкурентные локации

Туристический поток в Краснодарский край по итогам 2023 г. превысил 17,5 млн человек, при этом глубина бронирования отдыха в регионе достигает четырех месяцев. Переориентация потока отдыхающих на внутренний туризм позволила Кубани в 2022 и 2023 гг.  превзойти предыдущие рекорды, поставленные регионом в годы проведения Олимпийский игр и Чемпионата мира по футболу. Тогда Кубань посетило свыше 13 и 16 млн туристов соответственно.

По оценкам игроков рынка, средства размещения Кубани не поспевают за быстрорастущим турпотоком. Это стало благоприятным фактором для развития глэмпингов, строительство которых, в отличие от полноценных гостиниц и отелей, не требует длительных согласований со стороны властей.

«Сейчас, только по доступной нам информации, в Краснодарском крае в месяц появляется один-два новых глэмпинга. Государственная поддержка поможет развивать рынок в этом направлении в ближайшие пять лет точно», – рассказал «Ведомости Юг» основатель кубанского Apparadise Glamping&Spa Сергей Непряхин.

По его словам, рост популярности глэмпингов связан и с тем, что сегодня подобные проекты могут открываться почти в любой локации, а также развиваться в связке с агротуризмом.

«Наш глэмпинг находится посреди 1000 яблоневых деревьев, вряд ли популярные сети отелей могут открыть в таком месте гостиницу – ее строительство не подойдет ни в одну из финансовых моделей», – отметил Непряхин.

При этом он подчеркивает, что возможность открыться в любой локации и дать сервис четырех-пяти звездочного отеля ставит глэмпинг в один ряд с серьезными игроками на рынке.

Схожую точку зрения высказала и руководитель Beta Glamping Аделина Власова, компания которой открыла свой первый глэмпинг четыре года назад и в настоящее время развивает уже третий проект.

«Сегодня отдых в глэмпинге ассоциируется с единением с природой, таких возможностей у туристов раньше не было. Это модная тенденция, туристам надоели гостиницы, и этот вид отдыха будет развиваться и дальше», – поделилась мнением Власова.

Как добавил Непряхин, популяризация глэмпингов идет через «агротуризм», который является относительно новым трендом для городских жителей. При этом в Краснодарском крае этот бизнес подстегивает растущая конкурентность рынка. 

«На Кубани можно встретить и морское побережье, и высокие горы. Таким образом, каждый глэмпинг уникален по-своему. Увеличивающаяся конкуренция подталкивает к развитию. Если мы будем стоять на одном месте, мы потеряем клиента. Это приводит к росту сервиса», – говорит эксперт.

Транзитный глэмпинг донского региона

В Ростовской области рынок глэмпингов менее насыщен. При этом, по оценкам игроков рынка, он стал одним из наиболее перспективных по инвестиционной привлекательности в туристической отрасли региона. По итогам 2023 г. Ростовскую область посетило более 4,3 млн туристов. В сравнении с 2019 г. эта цифра выросла практически в два раза.

Как рассказал «Ведомости Юг» операционный директор туристической компании «Авиа-сити» Евгений Анисимов, общая экономическая ситуация располагает к развитию глэмпингов не только благодаря смещению в сторону внутреннего туризма, но и господдержке.

«На уровне федерального и регионального правительств выделяется большое количество грантов, которые могут покрыть до 50% затрат инвестора на такие проекты. Трудности есть только инфраструктурные и с выделением земли, которую можно взять только через торги», – отметил Анисимов.

Он добавил, что на сегодняшний день в Ростовской области присутствует дефицит коллективных средств размещения, так как большинство отелей расположены в Ростове и Таганроге. Тогда как в удаленных районах размещать туристов практически негде. Большая часть глэмпингов Ростовской области ориентирована на транзитных туристов, которые направляются в сторону Черного моря и проводят в регионе два–три дня, а также местных жителей, желающих отдохнуть ближе к природе. 

Об этом говорит и предприниматель, владелец глэмпинга «Синий яр» Ольга Нор-Аревян. По ее словам, нехватка мест для размещения транзитных путешественников стала очевидной еще в 2020-2021 гг.

«Во время локдауна были запущены глобальные тренды, которые до сих пор влияют на нас. Когда люди оказались заперты в четырех стенах, особенно городские жители, они поняли, насколько сильно им не хватает природы, земли. Вырос спрос на агротуризм и загородную недвижимость», – отметила Нор-Аревян.

Тенденцию подтвердила и маркетинг-директор глэмпинга «Ривер» Анастасия Панькова. В сезон 2023 г. его гостями были преимущественно жители Ростова-на-Дону и Таганрога, а также транзитные путешественники. «В основном, наши гости – это те люди, которые ценят природу, чистый воздух. Наша концепция предполагает, что у нас не проходят шумные вечеринки, и это главное отличие экоотеля от базы отдыха», – отметила Панькова. Она также добавила, что сейчас компания сосредоточена на развитии своей территории, а в следующем году планирует расширение.       

«За последние пару лет открылось больше глэмпингов – потому что есть спрос, конкуренция стала больше. В этом году у нас в планах провести много различных мероприятий – йога-туров, фитнес-туров, арт-девичников», – сообщила Панькова.  

По оценкам Нор-Аревян, рынку есть куда развиваться, поскольку территории Юга России привлекательны для туристов. При этом если в Краснодарском крае тенденции проявляются более ярко благодаря природным особенностям и близости к морю, то Ростовскую область «нужно открывать для туристов».

Популярность глэмпингов, по словам Нор-Аревян, будет и дальше расти у предпринимателей региона. «Во-первых, это невысокий порог входа в туристическую сферу. Глэмпинг требует меньше инвестиций и строится быстрее, чем гостиница. Поэтому в какой-то степени здесь меньше рисков и можно быстрее протестировать бизнес-модель», – отметила владелица глэмпинга «Синий яр».