Кубань вошла в топ-5 по привлекательности для девелоперов из других регионов

Среди условий выхода на южный рынок эксперты называют наличие GR-ресурса
Freepik.com

Краснодарский край и Ростовская область входят в топ-5 по привлекательности для застройщиков из других регионов. Об этом «Ведомости Юг» сообщила директор по инвестициям компании «Этажи Девелопмент» Татьяна Чернышева. Также, по ее оценкам, с точки зрения выхода на новые рынки девелоперам интересны Тюменская область, Москва и Санкт-Петербург.

«Если говорить про рейтинг строительной готовности и распроданности, то по соотношению этих параметров к лидерам можно отнести Тюмень, которая уже много лет находится в топе по продажам, но все еще пользуется большим спросом. Краснодар и Ростов также находятся в зоне высокой востребованности покупателями, поэтому тоже весьма интересны девелоперам», – прокомментировала Чернышева.

Кубань – на седьмом месте по «жадности» застройщиков

Среди основных причин экспансии региональных застройщиков России на новые рынки она назвала исчерпание емкости рынка в домашнем субъекте, а также попытку увеличения маржинальности. При этом в рейтинге «жадности застройщиков», составленного «Этажи Девелопмент», Краснодарский край занял седьмое место. Оценивалась разница между стоимостью строительно-монтажных работ и ценой реализации.

«Многие думали, что Кубань будет на первых позициях. И предпосылки по выходу в лидеры по этим показателям у нее есть», – сообщила Чернышева.

Одной из ключевых точек притяжения на юге, по ее словам, является рынок в Сочи, с его привлекательной ценой квадратного метра. При этом рассматривать Краснодарский край девелоперам стоит лишь при наличии GR-ресурса (налаженных связей с администрацией) в этом регионе, считает эксперт.

С этой точкой зрения согласен директор компании bnMAP.pro Сергей Лобжанидзе. Он отметил, что именно отсутствие GR-ресурса и сложности с преодолением административных барьеров мешают региональным и федеральным девелоперам прийти на юг со своими проектами.

«При этом южные регионы однозначно представляют большой интерес для крупных девелоперов. Рост целевой аудитории за счет миграции, увеличение стоимости квадратного метра – все это создает предпосылки для экспансии», – подчеркнул Лобжанидзе.

По данным bnMAP.pro, цена квадратного метра в федеральной территории Сириус в данный момент приблизилась к московской.

Сроки строительства в Сочи нужно умножать на три

Коммерческий директор екатеринбургского застройщика «Атлас Девелопмент» Анастасия Стройкова добавила, что при выходе на рынок Сочи компаниям не стоит применять стандартные модели и строить недвижимость классических форматов.

«Во-первых, важно понимать, что застройщику из другого региона будет крайне сложно проводить какую-либо аналитику рынка Сочи, так как там действуют принципиально иные правила. В частности, по этой причине стоит умножать обычный срок реализации проекта на три – потому что вы на первом этапе не сможете учесть все особенности и риски», – считает Стройкова.

Она отметила, что при выходе на сочинский рынок необходимо сразу иметь понимание цепочек поставок строительных материалов и пула подрядчиков. А бюджет на рекламу и продвижение девелоперских проектов в Сочи будет в пять-шесть раз выше, чем в некоторых других российских городах.