Конец высотной застройки и беспилотные такси: эксперты о Ростове в 2049 году

Будущее за коттеджными поселками
Денис Демков

Ростов-на-Дону в следующие 25 лет, вплоть до 300-летия города в 2049 г., заметно изменится. Об этом говорилось на круглом столе, который прошел в рамках выставки-форума «Южная строительная неделя». По мнению экспертов, изменения затронут, в первую очередь, две самые важные проблемы для Ростова сферы – архитектурный облик города и его транспортную систему.

Высотная застройка в Ростове резко закончится

Как рассказал директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев, его компания провела исследование, как развивалась территория Ростова в период с 2000 по 2024 гг. Ожидаемо выяснилось, что в основном осваивались селитебные зоны, то есть земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц и т. д.

По словам Трухачева, главная тенденция последних 25 лет в Ростове – это «совершенно неоправданный» рост архитектуры в высоту, обусловленный стремлением «выжать максимум из каждого участка».

«Если представить модель идеального жилого дома глазами застройщика, то это здание, застроенное под отмостку, количество этажей в котором стремится к бесконечности. И застройка идет почти полностью в границах того участка, который предоставлен», – говорит Трухачев.

Доцент кафедры архитектурного и средового проектирования Академии архитектуры и искусств ЮФУ Андрей Дойницын говорит, что высотное строительство в Ростове «однозначно резко прекратится» уже в обозримом будущем. Причин для этого, поясняет он, много, но основная – отсутствие такого количества жителей, которые бы заселили новостройки.

«Окна во всех многоэтажных домах выключены. Там никто не живет. Да, все раскуплено, но это все инвестиции», – считает Дайницын. Будущее, по его словам, за коттеджными поселками на окраинах города и в пригородах.

«Все горожане, даже те, кто проживает в комфортных квартирах, не откажутся наше лето жить в частном доме. Тема индивидуального домостроения будет всегда открыта и будет развиваться. Частные поселки в нашей агломерации появлялись, но их проблема в том, что застройщик строит дома, но не инфраструктуру. Тот [застройщик], кто первый сделает иначе, достигнет успеха», – говорит Дойницын.

По словам профессора кафедры истории архитектуры Академии архитектуры и искусства ЮФУ Сергея Алексеева, главным трендом дальнейшего развития Ростова станет «неизбежное ужесточение и возникновение внутренних пространственных границ».

«Это значит, что некоторые районы на уровне кварталов или еще более высоком градостроительном уровне будут иметь жесткую пространственную границу. Сейчас мы наблюдаем это фрагментарно. В моем детстве проспект Буденновский был безмерным. Потом в его начале и конце возникли два высотных объема, которые четко определили его границы», – рассказал Алексеев.

 Беспилотный транспорт разгрузит ростовские дороги

Как рассказал доцент кафедры геодезии ДГТУ, гендиректор «Датум инжениринг» Роман Мацегоров, общим трендом для дальнейшего развития Ростова станет цифровизация. Речь идет как о разработках баз пространственных данных об инженерных коммуникациях или 3d-моделей городов, так и, к примеру, о транспорте.

«Сейчас мир постепенно переходит на электромобили. Они вполне доступны, от тех же китайских производителей. Однако электрозаправок нет, и этот вопрос надо решать. Второй момент – беспилотный транспорт, это в перспективе 20-30. Наличие в семье нескольких машин, думаю, сойдет на нет. Будут беспилотные такси. И такой нагрузки на дороги, как сейчас, не будет», – считает Мацегоров.

Доцент кафедры Организации перевозок и дорожного движения ДГТУ Михаил Поздняков указывает, что решать транспортный вопрос Ростову нужно раньше, чем через 20-30 лет. Для этого, во-первых, нужно сделать общественный транспорт предсказуемым, комфортным и удобным. Шаг в этом направлении, говорит он, это проект скоростного трамвая.

 Во-вторых, считает Поздняков, надо ввести механизмы, которые побудят людей пересесть на общественный транспорт, снизив таким образом загрузку дорог личными автомобилями.

 «Опыт эксплуатации транспортной системы в различных странах и городах показывает, что без ограничений не обошелся никто. Просто так никто не оставит свое авто и не пересядет в автобус. Нужны ограничения для въезда в отдельные районы города на личных автомобилях, платный проезд и другие механизмы», – говорит Поздняков.