Эксперты оценили перспективы новых гостиниц Кубани на фоне инвестиционного бума

Отелям Краснодарского края посоветовали привлекать иностранных туристов
Freepik

За последние три года объем инвестиций в санаторно-курортную отрасль Краснодарского края увеличился в 25 раз. На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) регион также подписал ряд соглашений по строительству нескольких крупных гостиничных комплексов на Черноморском побережье. Эксперты оценили, будут ли новые объекты востребованы, и с какими проблемами придется столкнуться инвесторам.

Конкуренция с соседями

Как отметил председатель Экспертного совета ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов в ходе мероприятия «Взаимообмен в туризме: как найти баланс между интересами региона и частных инвесторов», на фоне роста внутреннего туризма потенциал гостиничного рынка Краснодарского края по-прежнему остается высоким. По оценкам эксперта, наибольший дефицит отмечен по отношению к четырех и пятизвездочным отелям.

«Даже все те проекты, которые сегодня заявлены в крае, не перекроют существующую потребность», – сказал Богданов. При этом он подчеркнул, что несмотря на существующий спрос на объекты размещения, это не гарантирует успешность того или иного проекта. Определяющими в этом аспекте становятся такие факторы как транспортная доступность и сопутствующая инфраструктура, грамотное управление и наличие квалифицированных кадров.

«Нам нужны не просто хорошие отели, а те, которые в своем сегменте, в своей нише смогут предлагать что-то уникальное», – считает Богданов. В противном случае масштабные проекты могут превратиться в невостребованных «белых слонов», добавляет эксперт.

Выходом, по оценкам председателя Экспертного совета ассоциации отельеров АМОС, может стать ориентация Кубани не только на внутренний туризм, который стал трендом последних лет, но и на иностранных гостей. «Мы не должны ни в коем случае замыкаться только на внутрироссийском рынке. Нам нужно уже сейчас начинать что-то делать, чтобы мы были открыты для большего количества стран», – объяснил Богданов. Он отметил, что такой подход является важным на фоне растущей конкуренции за гостя на внутреннем рынке – большие инвестиции в сфере туризма вкладываются на побережье Каспийского моря, в Минводах и Лагонаки.

Относительно растущей конкуренции с соседними регионами высказался и директор Краснодарского филиала Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Общественной палаты Краснодарского края Эдуард Соболев. По его словам, особенно заметна конкуренция относительно квалифицированных кадров и это проблема не только индустрии гостеприимства.

Так, Краснодарский край занял шестое место в рейтинге национального инвестиционного климата, подготовленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). По словам Соболева, это очень хороший показатель, однако край спустился на одну позицию относительно предыдущего рейтинга «из-за жесткой нехватки рабочих рук».

«Нам приходится конкурировать с соседями – Крымом, регионами СКФО, а в ближайшем будущем с горным кластером Лагонаки. Они также будут оттягивать квалифицированные кадры, которые являются важным фактором для инвестиций», – сказал Соболев. Вместе с тем, одним из определяющих факторов для инвестиций и окупаемости заявленных проектов, по словам эксперта, являются меры господдержки. Они, по оценкам Соболева, в Краснодарском крае остаются достаточно привлекательными. С этой точкой зрения согласился и директор по сопровождению инвестиционных проектов АНО «Агентство по привлечению инвестиций Краснодарского края» Владислав Вакуленко. По его словам, помимо налоговых преференций в виде льгот по уплате налога на имущество и других форм поддержки, регион помогает инвесторам туротрасли с подбором подходящих земельных участков. Зачастую, по словам Вакуленко, это становится решающим при принятии решений о вложениях.

Тренды отрасли

По словам Дмитрия Богданова, чтобы будущие проекты гостиничной отрасли были экономически оправданными, им нужна выверенная концепция. Для этого инвесторам требуются качественные маркетинговые исследования быстроменяющегося рынка. С этой точкой зрения согласна и руководитель департамента управления гостиничной деятельности ГК «МАНТЕРА» Елена Заплетина. Она отметила, что компания проводила масштабный анализ отрасли до запуска своего отеля в Сириусе и опиралась на выявленные тренды.

«Мы выявили, что относительно Черноморского побережья наиболее динамично растет спрос именно в высоком ценовом сегменте», – сказала Заплетина. В последние три года в сегменте отелей пяти звезд средний тариф вырос на 68%, а доходность – на 94%. Она добавила, что для окупаемости проектов в этой категории решающую роль будет играть сервис, ориентированный на гостей, «побывавших в лучших мировых отелях». Еще один важный фактор жизнеспособности проекта – дополнительная инфраструктура, конгресс-центры, СПА-комплексы, рестораны и детские комнаты.

По данным руководителя департамента управления гостиничной деятельности ГК «МАНТЕРА», в ближайшие годы также будет расти спрос на гостиничные комплексы и отели, которые ориентируются на работу по системе «все включено».

«К 2030 г. порядка трети от всех гостей будут путешествовать в одиночку. Это значит, что мы должны предусмотреть инфраструктуру не только для пар и семей с детьми, но и думать о комфорте тех, кто путешествует соло. Предусмотреть шумоизоляцию и наличие общественных зон, где люди могут знакомиться», – сказала Заплетина. Среди ярких трендов, на которые ориентируются отельеры, она также назвала спрос на событийный и эногастрономический туризм, а также короткие поездки (до четырех дней), заметным станет и рост количества путешественников с животными. 

«До 30% гостей будут путешествовать с животным. Это значит, что мы должны предусмотреть лапомойки, лужайки для собак и другие услуги для таких гостей», – отметила Заплетина.

Информацию о том, что сервис будет играть решающую роль в сфере гостиничного бизнеса, подтвердил директор и учредитель Управляющей компании «Прованс» Сергей Тыщенко. По его словам, это касается как крупных отелей, так и небольших апарт-комплексов, куда вкладываются небольшие частные инвестиции. Он отметил, что если еще около двух лет назад люди активно инвестировали «в мечту о домике в Сочи и скупали все», то сегодня ввиду возросшей конкуренции в отрасли на первый план выходит концептуальное планирование.

«Необходимо обращаться к профессиональной управляющей компании, которая имеет опыт работы на местном рынке и вместе с ней создавать концепцию еще до запуска комплекса», – подчеркнул эксперт.

Как писали «Ведомости Юг», на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме Краснодарский край подписал сразу несколько многомиллиардных соглашений по строительству новых отелей. Так, «Аструм Групп» намерен построить три гостиничных комплекса за 65 млрд руб. Новые объекты появятся в Мостовском районе региона, а также в сочинских поселках Головинка и Чемитоквадж.

Три крупных комплекса за 35 млрд руб. будут построены в микрорайоне Уч-Дере, Дагомысе и п. Совет-Квадже. ГК СКК инвестирует в три гостиничных комплекса в Туапсе, Новороссийске и Анапе более 84 млрд руб., а «Алмазстрой» вложил порядка 33 млрд руб. в строительство гостиничного комплекса в Новороссийске.  

По оценкам Общенационального союза индустрии гостеприимства, туристический поток в Краснодарский край может превысить 20 млн человек к концу текущего года. В летнем сезоне ожидается, что количество отдыхающих на курортах Кубани вырастет на 10-15%.