Эксперты: налоговые изменения не существенно повлияют на бюджеты регионов Юга

Правки могут лишить экономической мотивации схемы дробления бизнеса
freepik

28 мая Минфин внес в правительство РФ пакет изменений в Налоговый кодекс. Поправки ведомства коснулись НДФЛ, налога на прибыль компаний, на добычу полезных ископаемых, режима упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса и ряда других. Уже З0 мая кабмин одобрил проект совершенствования налоговой системы с прогрессивной шкалой НДФЛ. «Ведомости Юг» поговорили с экспертами о том, как нововведения отразятся на бизнесе, гражданах и в целом на внутренней экономике южных регионов страны.

Влияние на регионы будет положительным

По ряду оценок специалистов, в результате изменений бюджет дополнительно получит 2,6 трлн руб. от расширения прогрессивной шкалы НДФЛ свыше 13%, а также от увеличения ставки по налогу на прибыль на 5%. Пропорционально часть из этих денег получат бюджеты ЮФО и СКФО, считает советник председателя правления Санкт-Петербургской валютной биржи Никита Демидов. Кроме того, часть средств может дополнительно быть направлена регионам в рамках инфраструктурных программ, а также мер бюджетной поддержки.

«Увеличение налога на прибыль не должно вызвать роста инфляции. По крайней мере экономисты пока не прогнозируют этого. Все же основным фактором пока остается здесь номинальный рост зарплат», – считает эксперт, добавив, что большинство бизнесов сегодня находятся в конкурентной среде и «им придется скорее оптимизировать затраты, а не резко повышать цены».

Например, налог на прибыль в Краснодарском крае по плану составит 31,7% от налоговых и неналоговых доходов в 2024 г. По словам директора Института экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ), к.э.н., доцента Марины Кротовой, тут можно выделить несколько возможностей снижения налоговой нагрузки предприятий. Во-первых, можно использовать внутренние резервы роста прибыли за счет расширения спроса на продукцию и снижения себестоимости. Во-вторых, примерять налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности в форме амортизационной премии. В-третьих, можно на региональном уровне шире использовать инструменты стимулирования деловой активности предприятий приоритетных отраслей.

«Для действующих предприятий региона при прочих равных условиях, налоговая нагрузка возрастет, а доходы краевого бюджета не изменятся», – прогнозирует эксперт.

Любое изменение налоговой системы влечет за собой какие-то изменения для региональной политики, объяснила д.э.н., президент Южного федерального университета, почетный член Президиума ЮНЦ РАН Марина Боровская. По ее мнению, изменения в части НДФЛ и налога на прибыль должны дать приток для региональных экономик, так как сами регионы сегодня «очень нуждаются в этом».

«Безусловно эта возможность будет волнительной для населения, потому что любые изменения налогов в сторону увеличения и регулирования приводят к тому, что хочется проследить какие-то длинные тренды. Но эти изменения необходимы, и здесь возникают подходы к дифференциации, которые позволяют выделить наиболее финансово-крепкие группы населения», – поделилась Боровская.

Учитывая, что будущая шкала прогрессивного налогообложения не коснется 95% граждан (по сведениям Минфина), а дополнительные средства пойдут на решение социальных задач и реализацию федеральных нацпроектов (таких как «Семья», «Молодежь России» и др.), то регионы не смогут существенно увеличить свои бюджеты за счёт повышения налогов. Как рассказала директор по развитию ГК «Аудит-Вела», к.э.н. Светлана Сульженко, данный законопроект является «сбалансированным и справедливым».

«С введением прогрессивной шкалы по НДФЛ наша налоговая система сохранит конкурентоспособность с другими странами, что позволит избежать миграции кадров», – отмечает специалист.

По оценке Минфина повышение НДФЛ затронет лишь 3,2% граждан. Таким образом, данные изменения не повлияют на бюджет большинства, а «налоговый кэшбек» даже улучшит положение 4 млн семей со среднедушевым доходом ниже 1,5 регионального прожиточного минимума.

Сульженко добавила, что действующая сейчас ставка налога на прибыль (20%) – одна из самых низких из развитых экономик. В Китае и Нидерландах она составляет 25%, в США – 21%, в Канаде – 38%. Повышение ставки по налогу на прибыль, например, позволит предоставить ряд дополнительных мер поддержки бизнесу, который не держит прибыль в офшорах, а инвестирует ее в расширение производств внутри страны.

Доцент кафедры «Экономического анализа, статистики и финансов» ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета (КубГУ) Елена Вылегжанина в разговоре с «Ведомости Юг» отметила, что комплексный подход Минфина нацелен на реализацию поручений Президента РФ, усилению принципов справедливости налогообложения, развитию инвестиционных налоговых стимулов и социальной поддержки.

Неуплата косвенных налогов перестанет быть конкурентным преимуществом

Большой интерес вызывают грядущие изменения в упрощенной системе налогообложения для МСП, которую широко использовали в схемах незаконного дробления бизнеса. По словам Вылегжаниной, тем самым Министерство финансов рассчитывает выровнять условия конкуренции и лишить экономической мотивации схемы дробления бизнеса.

«Концепция ведомства предусматривает, что НДС начнет платить часть применяющих УСН компаний, численно не значительная, но генерирующая почти половину суммарной выручки в этом режиме. В основном это предприятия торговли и общепита», – объяснила Вылегжанина.

Она добавила, что Минфином было анонсировано увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для крупных «упрощенцев» с доходами более 60 млн руб. Им предлагается либо уплачивать НДС по стандартной ставке и схеме с правом на вычет входящего налога, либо уплачивать 5% или 7% (в зависимости от выручки), но без права на вычеты. При этом ставки УСН остаются базовыми в размерах 6% на доходы и 15% на доходы, уменьшенные на расходы. Такой подход позволит крупному малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения, масштабируя деятельность, и при этом направлен на пресечение схем дробления бизнеса.

«Согласно статистике от Минфина сейчас 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб., при этом на остальных 3,2% приходится 46% доходов УСН. Такая новация по планам ведомства позволит выровнять условия работы между разными экономическими субъектами, чтобы неуплата косвенных налогов не являлась конкурентным преимуществом бизнеса», – рассказала Вылегжанина добавив, что предпринимателям, добровольно отказавшимся от незаконного дробления и серых схем со спецрежимами обещана налоговая «амнистия».

Как добавила Светлана Сульженко, амнистия будет действовать для налогоплательщиков, добровольно отказавшихся от схем дробления в 2025-2026 гг., с освобождением от возможных доначислений за 2022-2024 гг. При этом будет приостановлено вступление в силу решений по результатам налоговых проверок за данные правонарушения в указанный период. «Кроме того, Минфин впервые предложил законодательно закрепить концепцию дробления бизнеса, так как до сих пор его критерии были указаны только в письмах ФНС и арбитражной практике», – подчеркнула эксперт. Она добавила, что ранее на этом неоднократно настаивали представители различных бизнес-сообществ, которые полагают, что из-за отсутствия конкретики позиция ФНС формировалась исходя из внутренних инструкций.

«Считаю, что в целом с учетом повышенных порогов для применения УСН новые нормы стимулируют бизнес отказаться от схем дробления и перейти на общую систему налогообложения», – сказала директор по развитию ГК «Аудит-Вела».

Как отметила Кротова, в рамках УСН налогоплательщики освобождены от НДС. С одной стороны, это значительно сокращает документооборот по исчислению НДС и налоговые риски. С другой стороны, ограничивает возможности заключать договоры с крупными предприятиями-плательщиками НДС. Им не выгодно работать без счетов-фактур. По ее мнению, именно эту проблему хотят решить в рамках развития налогового администрирования: вернуть НДС для тех малых предприятий, которые уже вышли на значительные обороты.

При этом малому бизнесу предоставляется возможность либо применять стандартную схему начисления НДС (со стандартной ставкой и налоговыми вычетами) либо применять пониженную ставку (5 или 7% в зависимости от оборота). Однако при пониженной ставке налоговые вычеты применять нельзя. Следовательно, каждое малое предприятие может выбрать более выгодный для себя вариант.

«Также для малого бизнеса предложено снизить тарифы по страховым взносам. Это изменит структуру налоговой базы и положительно отразится как на налоговой нагрузке, так и на доходах регионального бюджета», – заключила Кротова.