Рынок контрацепции в Ростове и Краснодаре вырос за счет увеличения цен

Из отечественного есть только презервативы
Freepik

В аптеках Ростовской области и Краснодарского края в I кв. 2024 г. выросли объемы продаж средств контрацепции в денежном выражении – от 8% до 40% в зависимости от группы. При этом в упаковках рост либо минимальный, либо вообще отсутствует. Это говорит о заметном увеличении цен на эту продукцию. Об этом свидетельствуют данные исследования отраслевой аналитической компании DSM Group, проведенного по запросу «Ведомости Юг».

Контрацептивы на юге подорожали

Согласно данным, в аптеках Краснодарского края в 2023 г. средств барьерной контрацепции (презервативы) было продано на сумму 256,8 млн руб., что на 4% меньше, чем в 2022 г. Падение в упаковках составило 7% (769 000 против 824 000 шт.). В 2024 г. пока наблюдается восстановление рынка. По итогам I кв. к тому же периоду 2023 г. рост продаж в рублях (70,5 млн) и в упаковках (около 208 000) составил 8%.

В аптеках Ростовской области в 2023 г. презервативов было продано на сумму около 150 млн руб., снижение к 2022 г. составило 2%. В упаковках падение составило 5% – около 462 000 в 2023 г. против примерно 487 000 в 2022 г. В I кв. 2024 г. рост продаж таких изделий в аптеках Ростовской области в денежном выражении составил 2% (около 39 млн руб.). В упаковках они снизились еще на 2% (около 113 000).

Гораздо более существенный рост в обоих регионах показала группа гормональных пероральных контрацептивов. В Краснодарском крае за I кв. 2024 г. в рублях продажи таких препаратов в аптеках выросли на 40% (около 313 млн руб.), в Ростовской области – на 26% (198 млн руб.). При этом в упаковках на Кубани рост был заметно меньше – 4% (около 197 000 упаковок), в Ростовской области наоборот наблюдалось падение на 4% (около 120 000 упаковок).

Группа контрацептивов для местного применения (спирали и т. д.) в I кв. 2024 г. также показала рост в обоих регионах в денежном выражении – на 35% в Краснодарском крае (78,7 млн руб.) и на 47% в Ростовской области (21,1 млн руб.). Однако в упаковках в регионах наблюдался спад продаж – на 4% (16,1 млн руб.) и на 8% (8,5 млн руб.) соответственно.

В DSM Group подтвердили, что наблюдают рост цен на средства контрацепции в аптеках. Чем во много объясняется рост продаж в денежном выражении, но падение или небольшое увеличение в упаковках.

Традиционное лидирование в объемах продаж гормональных контрацептивов объясняется тем, что препараты этой группы используются не только для контрацепции, но и для лечения, а также при проведении экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). На это, в частности, указывали эксперты, опрошенные «Ведомости Северо-Запад».

Но, как писали 10 апреля «Ведомости», и для контрацепции россияне все чаще отдают предпочтение гормональным препаратам, а не презервативам. В итоге продажи последних в январе–феврале 2024 г. находились на пятилетнем минимуме.

Российский рынок контрацепции принадлежит иностранным компаниям

По данным исследования, отечественные производители контрацептивов на рынке Ростовской области и Краснодарского края заметно представлены только в группе барьерной контрацепции. Речь идет о презервативах московской компании ООО «Спектрум», на них в обоих регионах приходится 4,5% продаж. Основная доля принадлежит продукции британской компании Reckitt Benckiser Group PLC (бренд Durex, более 80%). Второе место по объему продаж занимает малайзийская Richter Rubber Technology SDN BHD (около 5%).

В группе гормональных контрацептивов подавляющий объем продаж в аптеках Ростовской области и Краснодарского края приходится на три компании: немецкую Bayer AG (54–57%), венгерскую Gedeon Richter PLC (37–40%) и индийскую Sun Pharmaceutical Industries LTD (1,8–2%).

На юге Bayer AG также лидирует по продажам контрацептивов для местного применения – 75,5% в Краснодарском крае и 58,3% в Ростовской области. На втором месте американская Merck&Co Inc (19,6% в аптеках Кубани и 33,1% – Ростовской области) и французская Innothera Group (3,6% и 6,3% соответственно).

В России начнут маркировать презервативы

24 мая было опубликовано постановление правительства РФ о начале эксперимента по маркировке презервативов. Он будет запущен с 1 сентября 2024 г. и продлится до 31 августа 2025 г. Участие в эксперименте будет добровольным, а коды маркировки предоставят на безвозмездной основе.

Как пояснили «Ведомости Юг» представители оператора государственной системы маркировки «Честный знак», включение презервативов в группу медицинских товаров, на которые будет распространен эксперимент, связано с их, зачастую, низким качеством.

«Результаты контрольных закупок и исследований органов надзора показывают, что значительная часть презервативов не соответствует установленным стандартам безопасности и качества. Анализ структуры образцов выявил наличие опасных веществ в количестве, превышающем допустимые нормы, что может вызвать серьезные аллергические реакции и нарушения слизистых оболочек у пользователей», – рассказали в «Честном знаке».

Как ожидается, использование Data Matrix (двумерного матричного штрихкода) позволит проверять подлинность товара и «противодействовать нелегальному обороту контрацептивов».