Легкую промышленность юга сдерживает нехватка кадров и сырья

Несмотря на большую емкость рынка, бизнесу сложно масштабировать производство
Freepik.com

Южные производители одежды видят большую емкость рынка и растущий спрос на продукцию под отечественными брендами, но масштабированию мешают кадровые проблемы и дефицит российского сырья. Об этом представители отрасли заявили на пленарном заседании выставки «Мода Фест», прошедшей в Краснодаре.

Создатель собственного бренда одежды, президент бизнес-сообщества брендов Юга Татьяна Орган сообщила «Ведомости Юг», что спрос на продукцию сейчас превышает предложение, и потенциал для развития есть.

«Очень сильно сдерживает кадровый вопрос. Не хватает швей, в основном в этой сфере трудятся сотрудницы старше 50 лет, молодежь не задерживается. А ведь именно от швей зависит мощность предприятия и объемы производства», – прокомментировала Орган.

Бизнесу нужно увеличивать маржинальность

Руководитель армавирского швейного предприятия, выпускающего одежду под маркой YurMa-fashion, Марина Торгашова сообщила, что из 30 молодых сотрудниц, которые пришли в организации Армавира на практику в 2023 г., работать не осталась ни одна. Свой отказ они объясняли тем, что им проще заработать продажей вещей на маркетплейсах.

Как считает председатель комитета по развитию моды Ростовского областного отделения «Опоры России» Владимир Дудников, единственным решением в этой ситуации может быть увеличение заработной платы швей – в противном случае престиж профессии не повысить.

«Швеи сейчас редко зарабатывают больше 40 000 руб., и это очень мало. А наши предприниматели не смогут платить больше, пока не удастся значительно повысить маржинальность этого бизнеса», – отметил Дудников.

По его словам, маржинальность не вырастет до тех пор, пока на рынке появится конкурентоспособное отечественное сырье.

Основатель торговой марки VickyMails из Ростова-на-Дону Виктория Маилян рассказала, что сейчас на 100% использует исключительно импортные ткани, поскольку аналогов им в России пока нет.

Для крупных предприятий легкой промышленности проблемой также является приобретение запасных частей к оборудованию производителей из недружественных стран. Как отметила заместитель директора по производству краснодарского АО «Александрия» Оксана Солодкая, предприятию пришлось искать пути замещения сырья и комплектующих ушедших из России поставщиков. Кроме этого, удлинились цепочки поставок комплектующих и запчастей через третьи страны, что сказалось на себестоимости.

Среди других сложностей участники рынка называют проблемы с арендой площадей для производства, а также выходом в ритейл. Основатель модельного клуба «Мода идет» и недели моды Don Fashion Week Виктория Луговская рассказала, что условия аренды зачастую непосильны для некрупных брендов, которые хотели бы присутствовать в торговых центрах.

Успешнее те, кто растет медленно

В то же время южные производители показывают большой потенциал для роста, считает референт департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Анна Максимова. При этом, по ее словам, лучше всего развиваются те производители, которые не стремятся к большим объемам, а прирастают по 10–20% в год.

С этим согласна президент бизнес-сообщества брендов Юга, по мнению которой начинающим производителям важнее не вкладывать большие средства в развитие, а научиться управлять бизнес-процессами и реализовывать свою продукцию.

Вице-президент по выставочной и рекламной деятельности Союзлегпром Александра Сакаева сообщила, что в основном отечественные бренды сегодня работают в сегментах «средний» и «средний плюс». При этом в части изготовления обуви и кожгалантереи их очень мало.

По информации, озвученной министром промышленной политики Краснодарского края Дмитрием Хмелько, сейчас в регионе работают около 100 предприятий легпрома, и в 2024 г. они планируют увеличить объемы производства на 15%.