Дорожные подрядчики Ростовской области не спешат заменять европейскую технику

Китайские аналоги хуже, а российских по многим позициям не существует
Строительство западной хорды в Ростове / Пресс-служба правительства Ростовской области

Крупные дорожные подрядчики в Ростовской области продолжают в основном использовать технику западных производителей, в первую очередь европейских брендов. Об этом «Ведомости Юг» рассказали участники рынка. Новую технику из-за санкций закупать невозможно, но и полноценно заместить ее китайской или отечественной продукцией пока не получается.

Подрядчики продолжают работать на купленной до санкций технике

По словам замдиректора по производству ростовского ООО «Стройавтодор» Дмитрия Глазунова, его компания продолжает работать на технике, купленной до введения санкций.

«Запчасти, слава богу, доставлять получается, параллельный импорт работает. В принципе больших проблем с этим нет», – говорит он.

Как рассказал гендиректор «ДРСУ-Дон» Олег Кулик, компания была вынуждена открыть новое предприятие, которое занимается закупкой запчастей к ранее приобретенной европейской дорожно-строительной технике.

Не делало новых закупок техники пока и АО «Донаэродорстрой». По словам гендиректора компании Бориса Сазонкина, запчасти поставляются, хотя сроки доставки значительно увеличились.

В России пока выпускают только простую дорожную технику

Глазунов указывает, что рано или поздно технику придется менять, бесконечно обходиться заменой запчастей не получится. «Хорошие отечественные аналоги есть к примеру по каткам», – говорит он.

По словам Кулика, у дорожно-строительных компаний происходит «смещение внимания в строну китайских и российских производителей». Но это вынужденный процесс, европейская техника была и остается лидером по качеству.

«Очень большая проблема в том, что в России выпускают исключительно простую дорожную технику. Сложные механизмы нами не освоены и в ближайшие годы, я думаю, это не изменится. Речь, к примеру, о фрезах, асфальтоукладчиках и другой технике, в которой много электроники и гидравлики», – говорит Кулик.

В части дорожно-строительной техники новых отечественных предложений не много, рассказал Сазонкин. Из конкурентноспособных российских аналогов он выделяет только бульдозеры «Четра». В Ростовской области дорожно-строительная техника пока не выпускается. Но в ближайшем будущем зайти на этот рынок планирует «Ростсельмаш». В марте 2024 г. компания введла в эксплуатацию тракторный завод, на котором в перспективе будут выпускать и дорожно-строительную технику.

«На сегодняшний день уже изготовлены первые опытные образцы фронтального и телескопического погрузчиков. В данный момент они проходят ресурсные испытания. Выпуск опытно-промышленной партии планируется в 2025 г., а начало серийного производства – в 2026 г.», – сообщили «Ведомости Юг» в пресс-службе предприятия.

Китайские аналоги хуже и не всегда дешевле

Китайские аналоги, говорит Сазонкин, значительно уступают по качеству европейской технике, но и стоимость их значительно ниже.

«Дальнейшие закупки в плане «Донаэродорстрой» ориентируются на китайский рынок», – говорит Сазонкин. При этом Кулик отмечает, что на китайскую дорожно-строительную технику цены зачастую такие же, какие раньше были на европейскую.

«Я недавно общался с бывшим официальным поставщиком западной техники. Сейчас они перешли на Китай. И получается, что раньше мы покупали Virgin и Volvo, а теперь за те же деньги берем китайские аналоги, которые все равно страдают по качеству», – говорит он.

Основная же проблема китайской техники, поясняет Кулик, заключается в частой замене комплектующих. «По сути это «кот в мешке». Запчастей нет и что будет с ней через полгода, год или два – не понятно. Покупатели должны заниматься этими вопросами сами», – рассказал он.

Минтранс РФ хочет подстегнуть импортозамещение

Сазонкин напомнил, что в России с мая 2022 г. запущена программа «Льготный лизинг иностранной техники». Она позволяет через авторизированные лизинговые компании (в случае «Донаэродорстроя» это «Автодор-Лизинг») закупать технику и оборудование без авансового платежа. Кроме того, на данный вид лизинга предоставляется субсидия до 70% от ключевой ставки ЦБ РФ.

«По этой программе мы ведем сейчас сделку о поставке турецкого асфальтового завода E-MAK Express EAP 246 (трейлерный вид техники – "Ведомости Юг")», – рассказал Сазонкин.

При этом в середине 2023 г., как писали «Ведомости», Минтранс РФ предложил установить с 2025 г. отсекающее требование, которое не допустит дорожно-строительные компании к госзакупкам, если в их собственности будет находиться менее 30% техники российского производства. Предполагается, что эта доля будет расти по несколько процентных пунктов ежегодно и к 2030 г. достигнет 60%. Такую меру министерство рассматривает в качестве стимула к импортозамещению.