Минпромторг потребует от автопроизводителей ЕАЭС раскрытия техинформации

Подписание нового техрегламента продвигает «Опора России»
Freepik

Минпромторг России может внести изменения в технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС), согласно которым автопроизводители из входящих в объединение стран будут обязаны предоставлять России всю техническую информацию по своим автомобилям. Об этом во время своего визита в Ростов сообщил член президиума правления «Опоры России», председатель комитета «Опоры России» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев. По его словам, эту тему он обсуждал с первым замминистра промышленности и торговли Василием Осьмаковым и руководителем департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тиграном Парсаданяном.

У участников авторынка нет доступа к технической информации по ремонту

Как пояснил Тимофеев, речь идет об исправлении ошибки, которая была допущена федеральным правительством при выстраивании отношений с западными автоконцернами в предыдущие годы.

«С ними не было заключено никаких соглашений, которые бы регулировали отношения производителей и государства. Если ты пришел на наш рынок, то будь добр раскрыть техническую информацию, технологии ремонта, положи их на наши сервера и еще лет 15 будь обязан поставлять запчасти. А теперь мы им и предъявить ничего не можем. Западные автопроизводители приходили на наш рынок, делали что хотели, а потом ушли», – говорит Тимофеев.

В итоге, продолжает он, у участников рынка сейчас нет доступа к технической информации по ремонту от производителей. Как нет и запчастей.

«Если брать прошлый опыт, то такая техническая информация доходила до официальных российских дилеров. Оттуда она по дружбе или за деньги попадала к независимым автосервисам. Но российское законодательство говорит, что каждое предприятие, вовлеченное в процесс ремонта автомобилей, должно быть обеспечено технической информацией. И на это закрывали глаза», – отметил он.

По словам Тимофеева, существует риск, что такая же ситуация повторится с новыми марками автомобилей, которые пытаются занять освободившиеся после ухода западных автоконцернов ниши на российском рынке.

«По данным автодилеров, сегодня на наш рынок стремится более 60 марок автомобилей. Какое-то количество останется, но какое-то и уйдет. Но они сначала продадут машины, и мы потом опять ничего не сможем сделать. Не будет ни технологий ремонта, ни запчастей. Это при том, что по китайскому автопрому и сейчас на самом деле запчастей не много», – говорит Тимофеев.

Он добавляет, что на уровне ЕАЭС правительство России намерено подписать техрегламент, который обяжет иностранных автопроизводителей раскрывать свою техническую документацию и хранить на серверах в России. Но, по словам Тимофеева, эти планы существуют уже более трех лет и пока ни к чему конкретному не привели.

Регламент может быть подписан в этом году

«Опора России» пытается решить этот вопрос через два ведомства – ФАС и Минпромторг. В первом случае бизнес-сообщество апеллирует к принципу добросовестной конкуренции, во втором – к необходимости чтобы кто-то на уровне правительства отвечал за рынок автотехобслуживания.

«Когда Минпромторг готовил программы развития автомобильной промышленности, то он вообще забыл про автотехобслуживание. Мы туда писали письма, ходили в кабинеты. Нам говорили, что это не надо, это рано. Но после встречи на площадке «Опоры» с Осьмаковым и визита к Парсаданяну лед тронулся. Главное, что в Минпромторге не отказываются от того, что они отвечают за рынок автотехобслуживания», – говорит Тимофеев.

По его словам, Минпромторг обещает в ближайшее время подписать все необходимые документы в ЕАЭС и запустить техрегламент, в котором будет прописано обязательное раскрытие автопроизводителями технической информации и хранение ее на российских серверах.

«Я пока не могу сказать, как конкретно это будет реализовано. Но точно будут определенные стандарты прописаны, определенные допуски в ремонте автомобилей, которые влияют и не влияют на безопасность движения. Как это будет подаваться и с какой стороны – это процесс, в котором мы хотели бы участвовать. Я надеюсь, что в течение года мы завершим эту работу и достигнем тех результатов, которые закладываются», – добавил Тимофеев.

Рынок автотехобслуживания нуждается в госконтроле

По словам исполнительного директора ростовского Союза операторов ТО «Эксперт» Александра Сердюка, раскрытие автопроизводителями технической информации – хоть и существенная, но лишь часть решения проблемы.

«Одно дело раскрыть информацию, другое дело – заставить ею пользоваться. Мы все прекрасно знаем, что так, как того требует технология, мало кто хочет ремонтировать. Там другие трудозатраты. И качество сервиса страдает», – говорит он.

Сердюк считает, что рынок автотехобслуживания нуждается в контроле со стороны государства. По его словам, введенное несколько лет назад требование об отправке автомобиля после ДТП на обязательный ремонт либо игнорируется, либо исполняется не так, как того требует закон.

«Конкретный случай. Человек после ДТП привозит машину в сервис заменить помятую дверь. Ему предлагают поставить другую, тоже помятую, но в меньшей степени. Разве это нормально?», – говорит Сердюк.

Он добавляет, что проблемы рынка автотехобслуживания связаны и с обилием машин с пробегом, которые в страну перегоняют по частным заказам.

«Производители ушли, новых машин нет, а спрос большой. И ввиду налоговых обстоятельств дешевле через, к примеру, Армению везти б/у машины, которые дешевле, но которые непонятно кем и когда раньше обслуживались. И все эти машины потом пригоняют в сервис», – говорит Сердюков.

Но далеко не все автомобилисты обращаются в легальные автосервисы, производящие ремонт и техобслуживание по положенным стандартам и технологиям, а также использующим оригинальные, а не поддельные запчасти.