Ростовская область попросит Минпромторг убрать УК из требований к промпаркам

Инвестиционный бизнес региона опасается конкуренции с ДНР и ЛНР
Freepik

Заксобрание Ростовской области намерено обратится в Минпромторг РФ с просьбой «модернизировать» федеральное законодательство. Об этом заявил глава комитета по экономической политике регионального парламента Игорь Бураков. Регион хочет добиться того, чтобы требование о наличии в индустриальном парке своей управляющей компании (УК) было отменено.

Как пояснил Бураков, если парк не имеет УК, то он не может попасть в реестр Минпромторга РФ. А значит и не может претендовать на ряд федеральных мер финансовой поддержки. По словам Буракова, требование о наличии УК в индустриальных парках является «искусственным» и лишним.

«Часто такой УК нечем там управлять и нечем помогать строящимся в парке заводам. У нас есть Красносулинский парк, куда инвестировано уже порядка 20 млрд руб. Есть Новоалександровский, куда инвестировано около 18 млрд руб. И там никаких управляющих компаний. Мы конечно можем их создать, но тогда инвесторы этих парков начнут нести дополнительные издержки на их содержание», – говорит депутат.

«Ведомости Юг» Бураков пояснил, что эту тему он уже обсуждал лично с зампредседателя правительства РФ – министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. «В реестр индустриальных парков сейчас очень трудно пробиться. Диалог с Минпромторгом мы ведем, и такие изменения (отмена требования к индустриальным паркам о наличии УК – «Ведомости Юг») могут быть приняты. Будем обращаться с такой просьбой», – рассказал он.

В Ростовской области в настоящее время есть лишь один индустриальным парк, в котором есть УК – Новочеркасский. На его базе региональное правительство намерено создать особую экономическую зону. В конце ноября 2023 г. в минпроме Ростовской области сообщали, что создание зоны «находится на завершающем этапе». На тот момент имелось 13 потенциальных резидентов с общей суммой инвестиций порядка 14 млрд руб.

Еще одним индустриальным парком, внесенным в реестр Минпромторга РФ, рассчитывает стать «Азовский». По словам его директора Николая Сидорова, проект стартовал в 2020 г. как технопарк, с 2022 г. была запущена процедура преобразования в индустриальным парк. До конца февраля 2024 г. «Азовский» рассчитывает войти в реестр Минпромторга РФ.

Далее, говорит Сидоров, начнется работа по «заселению резидентов». В 2025 г., как ожидается, эти компании начнут выплачивать федеральные налоги. «И дальше, в 2026 г., как управляющая компания, мы получим право подать заявку на возмещение понесенных затрат в пределах 75%», – рассказал Сидоров.

По его словам, требование о наличии в индустриальном парке управляющей компании вполне понятно и оправдано. «УК это как раз субъект права, через который выстроено взаимодействие органов федеральной власти с инвесторами. В УК как правило работает команда специалистов, понимающих и разбирающихся во всех процессах. Она проводит аутсорсинг проектов, реализуемых резидентами, чтобы им было проще общаться с министерствами и ведомствами федерального уровня», – говорит Сидоров.

Как рассказал гендиректор ООО «Бештау» Олег Осипов, в процессе создания технопарка радиоэлектронной промышленности в Ростове, он ознакомился с некоторыми другими заявками на создание индустриальных парков. Он рассказал, что некоторые компании пытаются создать парки без соблюдения четко прописанных критериев. «Нельзя выйти на рынок, не неся никакой ответственности и не соблюдая нормативная базу», – заявил Осипов.

По его словам, в реестр Минпромторга РФ индустриальные парки не могут попасть не только из-за отсутствия управляющей компании. В некоторых парках не разграничили право собственности на землю, что по факту является невыполнением действующего законодательства. Еще часть парков хочет привлекать одновременно резидентов из разных сфер – технического производства, радиоэлектроники и т. д.

«В итоге такие парки подпадают под действие разных постановлений. Но если вы подпадаете под действие разных постановлений, полностью при этом ни одного не выполняя, то это так не работает», – говорит Осипов.

При этом у техно- и индустриальных парков Ростовской области, по словам участников рынка, есть и другая проблема – конкуренция с ДНР и ЛНР, на территории которых летом 2023 г. были созданы свободные экономические зоны. Соответствующий закон представляет их резидентам «колоссальные преференции» и инвестиционный бизнес в субъектах, граничащих с новыми регионами, «попадает в неравные условия».

По словам Буракова, внутри созданного осенью 2023 г. Содружества «Донбасс» обсуждается, что часть преференциальных режимов, введенных для новых регионов, должны носить межрегиональный характер.

«Пока это на уровне переговоров, но я думаю, мы должны глубже проработать этот вопрос. Преференциальные режимы должны распространяться не только на ЛНР и ДНР, но и на Ростовскую область, которая всегда была тесно связана с этими территориями кооперационными связями. Экономика не признает административных границ, и в случае наших регионов она тесно интегрирована», – говорит Бураков.

Замминистра промышленности Ростовской области Сергей Кононенко также указывает, что особая экономическая зона, которую планируется создать на базе Новочеркасского индустриального парка, предполагает предоставление резидентам значительных льгот, в том числе, по налогам и таможенным платежам.