Научный руководитель ЮФУ назвал важные достижения российской науки в 2023 году

По мнению Владимира Минкина, генетика сейчас – центральная тема для ученых
Владимир Минкин / Пресс-служба ЮФУ

8 февраля 2024 г. отечественная наука отпраздновала свой 300-летний юбилей. Академик РАН, научный руководитель ЮФУ, доктор химических наук Владимир Минкин рассказал «Ведомости Юг», какие достижения российских ученых в 2023 г., по его мнению, были самыми значимыми.

Новый механизм регуляции генов

Как говорит Минкин, главным научным событием в 2023 г. стало открытие принципиально нового механизма переноса генетической информации. Оно принадлежит доктору физико-математических наук, заведующему лабораторией МФТИ и университета «Сириус» Максиму Никитину.

«Существующая теория, основанная на представлениях о строго комплементарном механизме взаимодействия молекул ДНК, допускает примерно 1012 вариантов регулирования генов. Никитин показал, что возможен и дополнительный механизм взаимодействия отдельных цепей ДНК, определяемый более слабыми межмолекулярными взаимодействия и позволяющий при использовании тех же 20-нуклеотидных последовательностей реализовать не менее 10 172 вариаций регуляции деятельности гена», – рассказал Минкин.

Статья Никитина (в ней он единственный автор) была опубликована в журнале Nature Chemistry. По словам Минкина, выявление нового механизма регуляции генов может пролить новый свет на течение процессов старения, формирования памяти и происхождения жизни.

В интервью порталу Naked Science Никитин пояснял, что в своей статье он показал, «насколько много информации может содержаться в тех взаимодействиях, которые мы раньше считали, грубо говоря, побочным эффектом».

«Это не мусорные влияния. В этих влияниях можно сохранить колоссальное количество информации. Я пока не показываю, как – я показываю масштаб этого хранения и т. п. И отсюда возникает очень много классных новых потенциальных точек роста для науки. Это и создание новых лекарств, и понимание того, как работают нейроны. И эволюция. И рак. Это очень базовые, фундаментальные процессы», – рассказывал Никитин.

Азиатское происхождение сарматов

По словам Минкина, проблемы генетики сейчас в целом являются центральной темой современной науки. Результаты подобных исследований могут помочь в том числе в сферах, напрямую не связанных с биологией.

«Так, в 2023 г. важные результаты получены молодыми учеными ЮФУ под руководством профессора Игоря Корниенко и доцента Евгения Вдовченкова по изучению геномов останков человека в меотских городищах Нижнего Дона. Установлено азиатское происхождении сарматов и европейское происхождение меотов», – рассказал «Ведомости Юг» Минкин.

В пресс-службе ЮФУ пояснили, что для получения результатов исследователи обратились к генетическим данным, сумев извлечь древнюю ДНК из семи скелетов, принадлежащих сарматам, обнаруженным в курганных могильниках «Черкасов», а также из 27 скелетов меотов, найденных в нижнедонских некрополях.

По словам завкафедрой археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ Евгения Вдовченкова, благодаря междисциплинарной работе помимо археологических и физических антропологических данных в исследовании появился новый источник – палеогенетика.

«Он сообщает нам о связи с определенными популяциями, взаимосвязи между ними, отношениях родства, их поле и фенотипе, т.е. внешности. Результаты нашего исследования существенно дополнят данные археологии о происхождении древних обществ Юга России, мы лучше сможем проанализировать миграции, а в дальнейшем также лучше понять процесс сарматизации нижнедонских меотов», – отметил Вдовченков.

Самая большая отечественная установка класса мегасайенс

Третьим большим достижением российской науки в 2023 г. Минкин назвал завершение подготовки к запуску отечественной установки класса мегасайенс учеными Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

«Новый коллайдер NICA даст толчок развитию физики элементарных частиц и позволит узнать много нового в радиобиологии, космической медицине, материаловедении, переработке ядерных отходов, получить новые изотопы сверхтяжелых элементов, один из которых ранее полученный 118 элемент таблицы Менделеева получил свое название Оганессон в честь его открывателя, нашего земляка академика Юрия Цолаковича Оганесяна», – рассказал ученый.

В августе 2022 г., выступая на форуме «Технопром», директор ОИЯИ Григорий Трубников пояснял, писал dubna.ru, что комплекс NICA позволит параллельно осуществлять научную программу как в области фундаментальных исследований, так и в области прикладных исследований. Крупнейшие прикладные проекты на NICA – это создание новых материалов, работы по утилизации радиоактивных отходов, по созданию новых безопасных источников энергии и по космической медицине.