В Сочи за 10 лет значительно изменился подход к управлению бизнесом

Приток трудовых ресурсов спровоцировала Олимпиада
«Бизнес и точка»

В Сочи за 10 лет, прошедших с момента проведения Олимпиады, значительно выросло качество управления бизнесом. По словам экспертов, этому способствовал как рост привлекательности курорта для топ-менеджеров, так и приход на рынок компаний федерального уровня. Как сообщили «Ведомости Юг» ряд представителей сочинских компаний и эксперты в области менеджмента, ключевые изменения коснулись отельной и ресторанной отрасли курорта, а также девелопмента.

По словам рекрутера и практика организационной психологии Олега Жаринова, заметный приток управленческих трудовых ресурсов спровоцировала Олимпиада. «Уровень менеджмента за эти 10 лет существенно улучшился – Олимпиада сильно прокачала бизнес Сочи. Можно сказать, что после Зимних Игр город по-настоящему стал "российской Калифорнией", точкой притяжения для тимлидов со всей России, в том числе из Москвы. Особенно заметный их приток ощущался в период пандемии, когда многим топ-менеджерам захотелось жить и работать у моря», – прокомментировал эксперт.

По его словам, насыщение курорта топ-менеджерами высокого уровня происходило по двум сценариям. В первом случае они сами переезжали для работы в Сочи, чтобы жить в комфортном климате. Во втором их привлекали туда компании федерального уровня, которые начали приходить на рынок курорта. Бизнес-структурам понадобились управленческие кадры высокого уровня, которые они начали привлекать из разных регионов страны.

Руководитель ресторана «Байкал» в Сочи Марина Карелина обратила внимание на то, что эти процессы сопровождались резким ростом конкуренции – как среди бизнеса, так и среди топ-менеджеров и персонала. «На курорт хлынул поток желающих работать. Позитивным последствием этого стал рост уровня персонала, а также качества сервиса для гостей Сочи. Стал активно заходить московский бизнес, что также повысило стандарты управления во многих сферах», – сообщила ресторатор.

Еще одной тенденцией, которая прослеживалась на протяжении последних 10 лет, она назвала повышение прозрачности ведения бизнеса и большую открытость – перед государством и рынком. Директор по персоналу AVA Group Ольга Горелова считает, что намного более цивилизованной и прозрачной в Сочи стала и строительная отрасль. «Девелоперский бизнес построен на четкой иерархии. Крупные строительные компании сегодня возглавляют лидеры, которые их основали более 15-20 лет назад. Безусловно, за это время подход к строительству жилой недвижимости сильно изменился. В этом смысле можно выделить два ключевых тренда – переход на проектную работу и активную цифровизацию многих процессов», – пояснила Горелова.

 По ее словам, штат девелоперских компаний сегодня состоит из проектных команд, решающих различные задачи. При этом виден тренд на долгосрочное пребывание специалистов внутри компании и развитие карьеры в рамках одной бизнес-структуры. Однако, несмотря на приток специалистов со всей России, локальные кадры также очень востребованы, поскольку работников обычно не хватает. «Если говорить о цифровизации, то она позволяет осуществлять контроль с наименьшими усилиями и закрывать задачи точно в срок», – считает эксперт.

Тренд на рост качества управления отмечают и представители гостиничного бизнеса. Хотя, как отметил председатель ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов, проблем в части управленческих и маркетинговых компетенций в курортных городах все еще очень много.

«Нельзя сказать, что все плохо. Есть и ряд очень хороших примеров. Но все же качественных курсов по управлению, маркетингу, по работе с персоналом и другим важным аспектам нам на курортных территориях сильно не хватает. Кроме того, бизнес испытывает нехватку в важной для него статистической информации. Здесь в качестве примера можно упомянуть мэрию Москвы, которая с помощью Telegram-канала предоставляет подробные данные о происходящих в экономике процессах», – сказал Богданов.

Учредитель и руководитель консалтинговой компании Smart Fox Анастасия Акинина считает, что самым важным следствием проведения Олимпиады в Сочи стало расширение границ курортного сезона, которое существенно изменило подходы к ведению бизнеса.

«После Олимпиады многое изменилось, но наиболее важное – то, что туристический бизнес перестал быть сезонным. Если говорить про современные реалии, то сейчас на рынке все же наблюдается кадровый дефицит, и основным трендом в управлении является командообразование и привлечение кандидатов. Умение правильно выстраивать менеджмент, быть привлекательным на рынке труда, создавать здоровый микроклимат – сейчас очень важная часть успешного бизнеса. Те компании, которые это понимают, выходят на новый уровень», – резюмировала Акинина.