Минтранс Ростовской области смягчит региональный закон об эвакуации транспорта

В 2023 году было заключено всего три договора с операторами штрафстоянок
Freepik.com

Министерство транспорта Ростовской области планирует смягчить требования к специализированным организациям, которые в муниципалитетах по результатам конкурсного отбора занимаются эвакуацией транспорта. Об этом на площадке регионального Заксобрания рассказала замминистра транспорта региона Инна Володина. Связано это с тем, что из 51 конкурса в 2023 г. состоялось лишь три. По остальным же даже не было заявок.

По словам Володиной, к концу 2023 г. в областном реестре специализированных организаций, занимающихся эвакуацией транспорта, состояло 19 компаний. В том числе две недействующие, которые из реестра убрать невозможно без соответствующих заявлений от собственников. Найти этих людей министерство пока не может.

Муниципалитетов в Ростовской области 55. По региональному закону об эвакуации транспорта в каждом из них должен быть как минимум один оператор, имеющий штрафстоянку и эвакуаторы.

 «Конкурсные процедуры были проведены во всех муниципалитетах. В четырех контракты были заключены ранее, а по 51 территории конкурсы были объявлены в 2023 г. К сожалению, договоры были заключены только по трем территориям. По остальным даже заявок не было», – говорит Володина.

Она поясняет, что это связано с требованиями к этим специализированным организациям, которые установлены региональным законом об эвакуации. А именно – наличие штрафстоянки и как минимум трех эвакуаторов: одного типа Б и двух типа Ц, Д или Е. Требования едины для всех территорий, будь то Ростов или отдаленный сельский район.

 «С участками под штрафстоянки проблем нет. Конечно, не все могут себе позволить купить три эвакуатора, каждый из которых стоит от 20 млн руб. Поэтому мы в министерстве сейчас рассматриваем внесение изменений в областной закон в части смягчения требований. Так, для населенных пунктов с численностью населения до 70 000 человек предлагается ограничится одним эвакуатором, до 100 000 человек – двумя», – говорит Володина.

По словам первого заместителя председателя Заксобрания Ростовской области-председателя комитета по строительству, ЖКХ и транспорту Сергея Михалева, многие муниципалитеты не видят большой проблемы в том, что на их территориях нет компаний, занимающихся эвакуацией транспорта.

 «Таких муниципалитетов не один и не два. Говорят, у нас нет таких компанией и нам это не нужно. Такая вот интересная позиция, при которой не понятно, как исполнять региональный закон (об эвакуации транспорта – «Ведомости Юг»)», – говорит он.

Замначальника ГИБДД по Ростовской области Сергей Сасин указывает, что действующие штрафстоянки есть только в 16 из 55 муниципалитетов. И там, где таких объектов нет, сотрудники ГИБДД не могут в полной мере выполнять ряд требований федерального законодательства.

 «Таким образом вопрос спецстоянок остается актуальным. Он поднимается из года в год, но так и не решается», – говорит Сасин.

Он согласен, что региональный закон об эвакуации транспорта нужно менять. Однако со стороны ГИБДД меры называются иные, нежели министерством транспорта Ростовской области. В частности, предлагается возложить задачу по эвакуации транспорта (а значит и созданию штрафстоянок) на муниципалитеты. Но Сергей Михалев сомневается, что это возможно.

 «Я не уверен, что у муниципалитетов есть такие полномочия. Надо разбираться», – пояснил он.

Еще одна очевидная проблема – низкая рентабельность бизнеса по эвакуации транспорта, если речь не идет о крупных городах. По словам главы региональной службы по тарифам Алексея Лукьянова, все тарифицируемые услуги как правило имеют низкий уровень рентабельности, так как проходят тщательную экспертизу. «Часто бывает так, что расходы, которые организация несет или планирует нести, признаются необоснованными. Соответственно ресурсная база у регулируемой организации сокращается», – отметил он.

Гендиректор ростовского «Центра эвакуации автомобилей» Сергей Соколов считает, что рентабельность работы специализированных предприятий в территориях можно поднять за счет возвращения к старой методике расчета стоимости услуг таких компаний.

 «В территориях можно не ставить тариф, как в Ростове (за единицу задерживаемого транспортного средства. – «Ведомости Юг»), а вернуться к старому варианту – по пробегу. То есть, чтобы стоимость эвакуации зависела от километража», – предлагает он. 

Но в правительстве Ростовской области пока хорошо помнят, почему от такой схемы расчета тарифа в свое время отказались. Известны случаи, когда пробег эвакуатора по Ростову от места эвакуации до штрафстоянки достигал 56 км, хотя реально весь путь составлял не более 12 км. В частности, в 2014 г. в ГУ МВД по Ростовской области сообщали о возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении сотрудников и руководителя одной из компаний, занимавшихся в Ростове эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей. 

«По данным следствия, сотрудники данной компании предъявили потерпевшему счет на сумму около 5000 руб. за то, что транспортировали его автомобиль на расстояние 51 км. Однако, по данным спутниковой сигнализации, установленной в машине, транспортное средство перевезли на 9 км», – сообщали в пресс-службе регионального ГУ МВД. С учетом того, что стоимость услуг эвакуатора данной фирмы оценивалась в 2014 г. в 90 руб. за километр, потерпевшего обманом вынудили переплатить 2800 руб.