Кадровый голод в медиа решит объединение вузов, бизнеса и профсообщества

Российский медиарынок находится на этапе активного развития и производства разноформатного контента, но при этом одним из серьезных сдерживающих факторов является недостаток профессиональных кадров.  К такому мнению пришли эксперты «Школы атомных коммуникаций MediaSkills» — представители медиа и коммуникаций, вузовского сообщества.  Проект Школы атомных коммуникаций прошел в павильоне «Атом» на ВДНХ с 19 по 21 апреля 2024 г. в рамках выставки-форума «Россия».

 При этом эксперты проекта отметили, что сейчас крайне важным для привлечения молодых специалистов в отрасль является сотрудничество бизнеса, ориентированного на создание профессиональных коммуникационных связей, медиа и вузов, которые готовят молодые кадры. Эффективным инструментом этого сотрудничества могут быть практико-ориентированные совместные программы, образовательные мероприятия, внедрение института наставничества для молодых журналистов и PR-специалистов как в СМИ, так и в бизнес–структурах. 

 «Школа атомных коммуникаций MediaSkills» — это образовательный проект, который проходит в гибридном формате. Он организован Электроэнергетическим дивизионом Государственной корпорации «Росатом» (концерн «Росэнергоатом») при участии сети Информационных центров по атомной энергии и Медиа Группы деловых изданий «Бизнес и точка». Цель проекта – дать атомной отрасли профессиональных коммуникаторов и новые идеи для решения коммуникационных задач, которые будут способствовать решению проблемы кадрового дефицита, являющегося одним из сдерживающих экономику факторов.

 «Одним из наиболее эффективных инструментов подготовки профессионалов  является формат наставничества, а также специализированные программы, которые готовят профессионалы-практики. Школа атомных коммуникаций – является именно такой программой государственной  корпорации «Росатом», где студенты получают знания от тех, кто сейчас работает в профессии. Более того, госкорпорация активно привлекает студентов и стажеров вне обучающих программ», — руководитель департамента коммуникаций ГК «Росатом» Андрей Тимонов.

 Он также сформировал список базовых компетенций, которыми должны обладать молодые медиаспециалисты для того, чтобы трудиться в атомной отрасли.

 «Если у человека есть системное мышление, если ему знакомо слово «целеполагание» — умение  удерживать перед собой цели и задачи, которые стоят в рамках выполнения той или иной функции, то научить его  хорошо писать, работать с содержанием, разбираться в социальных сетях или стать профессиональным pr-специалистом не так уж и сложно.Поэтому мы много сил, внимания вкладываем в систему подготовки и переподготовки кадров, где учим  «мягким» навыкам и профессиональным, как это было в Школе для медиа», — рассказал Андрей Тимонов.

 Эксперты-мастера Школы атомных коммуникаций сошлись во мнении, что молодые специалисты должны обладать несколькими стандартными навыками, в числе которых должны быть также начитанность, креативность и любознательность. Как прокомментировал редакционный директор «Ньюс медиа» Арам Габрелянов, молодым медийщикам и журналистам, помимо чтения, необходимо развивать креативное мышление, а также детально погружаться в работу.

 «Какие качества в первую очередь надо в себе воспитывать, выращивать молодым журналистам? Во-первых, нужно обязательно читать, знать российских писателей. Во-вторых, нужно работать над своим креативом и победить в борьбе между идеологиями. Это не получится сделать, если ты будешь повторять одно и то же. Кроме того, если вы работаете по любому направлению, возможно, атомному, нужно вникать в то, о чем ты пишешь или разговариваешь с человеком. Если не вникать и не понимать, то человеку будет неинтересно с вами разговаривать, давать интервью», — рассказал Арам Габрелянов.

 Блогер, журналист, ведущий «Телега online» Илья Гогуа добавил, что главным навыком, который в ближайшее время будет очень востребованным «станет переработка массивов сложной информации в простые и понятные каждому форматы, потому как медиаспециалисту необходимо разбираться во множестве процессов».

 «Желающих работать в медиа много, но специалистов, которые могут сейчас самостоятельно отрабатывать повестку и грамотно ориентироваться в медиапространстве, не хватает. Для этого есть школы, которые именно работают с специалистами, желающими дальше развиваться в медиа сфере», — пояснил Илья Гогуа.

 Научный руководитель — ведущий программы, доцент Высшей школы экономики, творческий руководитель магистерской программы «Современная журналистика» Михаил Зеленцов добавил, что в работе специалистам нужна адекватность.

 «В работе важны внимательность, целеустремленность, умение говорить, писать, показывать, анализировать и рефлексировать. Сейчас уже не возникает вопрос — стоит ли будущим журналистам и медийщикам учиться снимать, монтировать видео, делать фотоконтент. Все понимают, что нужно уметь анализировать и рефлексировать, думать над тем, что вы сделали, качественно интерпретировать и верифицировать  информацию, много читать, быть в повестке», — пояснил эксперт.

 Заместитель генерального директора ИА «Регнум» Лана Самарина добавила, что неотъемлемый навык современного медийщика — постоянный поиск новых навыков и компетенций.

 «Я считаю, что современный медийщик, должен быть открытым для всего нового. Если не обучаться постоянно, если не искать что-то новое, то, наверное, не многого сможешь добиться в современном медиамире. Поэтому вот что нужно планировать всегда и надолго, это как раз свое обучение. То есть мы все учимся, я сейчас учусь, мои коллеги постоянно учатся, мы не останавливаемся, и я считаю, что это как раз залог успеха любого специалиста, который выбирает для себя нашу профессию», — рассказала Лана Самарина.